| ||||||
|
| |||||
Инновационно-образовательная модельМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Рыбинск Ярославской области
Культурологическая доминанта в современном образовательном пространстве (инновационно-образовательная модель)
Взаимодействие образования и культуры (как части и целого) есть фактор социальной жизни, ее норма, заданная и самим определением культуры, и современным подходом к образованию, нашедшим своё отражение в новых ФГОСах. Обучение и воспитание должны стать в реальной массовой школе подлинными и значимыми культурными процессами, способствующими социализации личности ребёнка. В МОУ СОШ №35 педагогический коллектив в контексте перемен, произошедших в образовательной политике, на первый план в педагогическом процессе ставит индивидуальное освоение разнообразия способов, схем, моделей деятельности учащимися, а важнейшими принципами при этом становятся интегративность и полисистемность. Педагоги выстраивают педагогическую деятельность как культурный (ценностно осмысливаемый, творческий, самоорганизующий) процесс, имеющий свои внутренние нормы и принципы. В процессе осуществления культурологического образования в комплексе решаются прикладные задачи, одной их важнейших среди которых мы видим формирование механизма постижения культурных ценностей, постижение мира и осмысления Я как личности в этом мире. Особенностями культурологического образования как методологии не только изучения конкретного круга материалов, но и системы деятельности являются два принципа: отказ от авторитарных позиций в интеллектуальном и организационном аспектах; утверждение диалогичности как соприродной культуре парадигмы образовательного процесса. С 2003 года в школе осуществляется культурологический подход в образовании, созданы музейно-педагогические программы, адресованные обучающимся с 1 по 11 класс, что позволило в 2011 году школе стать экспериментальной площадкой Института семьи и воспитания РАО по теме «Внеурочная деятельность и дополнительное образование школьников на основе ценностей культуры». Содержательные позиции деятельности ОУ включают в себя основные методические параметры: - диалогичность; - единство учебной и внеурочной, в т.ч. досуговой деятельности; - синтез познавательной деятельности с повседневным опытом личного творчества и эстетического восприятия. Программно-предметная музейная педагогика – новый путь взаимодействия музея и школы, пришедший на смену традиционной просветительской работе музеев в пространстве школы, охарактеризованной Б. Столяровым как «точечно-рассеянное». «Такое взаимодействие можно охарактеризовать как ТОЧЕЧНО-РАССЕЯННОЕ: точечное – имея в виду его пространственно-временную локальность; рассеянное – отмечая отсутствие строго определенного для него места в школьном образовательном процессе». Созданная программа обладает всеми чертами образовательной программы и способствует формированию духовной личности. Занятия проводятся только в музейном пространстве, и это не проформа, а залог, условие того, что каждый ребёнок может получить необходимый опыт для осознанной, самостоятельной ориентации в ценностном поле культуры. Музейное пространство создает при этом и интеллектуальную базу для диалога о мире. Модель занятия можно представить в виде трех взаимно переплетающихся колец. «Первое кольцо» - эмоциональное погружение в тему диалога. «Второе кольцо» - «ответственно» за успешное вступление в диалог каждого ребёнка, за освоение музейного пространства, которое превращается в модель мира. «Третье кольцо» формируется внутри музейной коммуникации и «ответственно» за приобщение обучающихся к культуре.Создание музейно-педагогических программ и реализация их в течение более чем 10 лет представляется перспективным направлением взаимодействия музея и школы, предполагающим широкую вариативность их целей, структуры и методического обеспечения. Содержательно и дидактически согласованная с достижениями и потребностями школьной педагогики, она рассчитана на опережающую апробацию инноваций в образовании.
ПРОГРАММА «Мир через музейный экспонат» Интегрированный курс (для обучающихся1-4 классов)Коллекционирование, экспонирование и эмпирическое изучение детского творчества, традиционного направления музейной деятельности, включаются посредством данной программы в более широкий проблемный контекст, задаваемый музейно-педагогической парадигмой. Музейная педагогика интегрирует подходы и выводы, накопившиеся в культурологии, психологии детского творчества, в школьной художественной педагогике. Очерчиваются такие аспекты изучения: · взаимосвязь восприятия музейных ценностей и творчества в разные жизненные этапы; · освоение кодов, архетипов и стереотипов культуры в процессе детского творчества; · принципы и организация «музея в музее» (музея детского творчества в художественном музее). Исследование проблем детского творчества выдвинуло следующие задачи: O способствовать формированию ассоциативного воображения, образного мышления; умений рассуждать, анализировать, сопоставлять; O поощрять интерес к самостоятельной поисковой деятельности; O обеспечить условия для максимальной реализации творческих способностей учащихся. Методы: проблемно-эвристический, диалоговый, имитационно-игровой, творческо-исследовательский.
Раздел I . «Вглядываясь вглубь» Содержательный материал формирует интерес к музею как модели мира, направляет творчество детей и обогащает их духовно, формирует художественно-эстетический вкус. Тема 1. Творческая лаборатория с элементами ролевой игры «Страницы культуры первобытнообщинного периода». Место проведения: РГИА и ХМЗ, экспозиция «Археологическое прошлое нашего края», «Природа Рыбинского края». Дидактический материал O ксерокопии наскальной живописи; O пиктограммы; O новоделы музыкальных инструментов; O фондовые предметы из экспозиции «Археология». Занятие проводят: учитель школы № 35 и научный сотрудник исторического отдела музея-заповедника. Тема 2. Экскурсия-практикум «Божественная гармония Средневековья» Место проведения: РГГИА и ХМЗ, экспозиция «Купечество Рыбинского края». Дидактический материал: · Рукопись. Сборник исторический. Конец XIX - начало XX веков. · Книга кириллической печати. Евангелие. М., 1668. · Вздорнов Г.И. Искусство книги Древней Руси: Рукописная книга Северо-восточной Руси XII - начала XV веков. М., 1980; · отдельные листы с иллюстрациями (инициалы, тексты). Зрительные эпиграфы: роза, Библия, икона, макет храма в романском стиле. Занятия проводят: учитель школы № 35; научный сотрудник художественного отдела Тема 3. Урок-диалог «Феникс детского портрета в русской художественной культуре» Занятие проводится в картинной галерее музея Урок проводят: учитель школы № 35; ст. научный сотрудник художественного отдела РГИА и ХМЗ Раздел II. «Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прошлых лет» Тема 1. «Тайны камня» Во время занятий происходит освоение значительного музейного пространства и знакомство со скульптурой разных эпох (П. Клодта, А. Лансере, А. Писаревского, рыбинских скульпторов). Урок проводят: учитель школы № 35; научный сотрудник художественного отдела РГИАХМЗ Тема 2. Урок-вернисаж «Колумб душевного покоя» (художественный мир И.К. Айвазовского). Занятие проводят: учитель школы № 35; ст. научный сотрудник художественного отдела. ПРОГРАММА «МУЗЕЙ КАК ШКОЛА» Музейно-педагогическая программа является новым типом научно-методической разработки и служит обоснованием инновационной образовательной практики школы. Объединяя два рассмотренных содержательно-дидактических блока: «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», воплощая основные положения музейно-педагогической парадигмы, программа открывает возможности нового взаимодействия музея и школы. Разработка данного проекта продиктована необходимостью создания системы внеурочной и дополнительной деятельности обучающихся, результатом которой должен быть эстетически развитый, обогащенный художественным опытом и знаниями человек, подготовленный к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности. Ориентированная на творческое взаимодействие педагога и музейного педагога программа призвана стать связующим звеном между школой и музеем. Приобщение к культуре невозможно без решения такой важной психолого-педагогической задачи, как развитие творческого восприятия. Программа исходит из установки, что восприятие, не ограничиваясь эмоциональными впечатлениями и суммой полученной информации, должно быть направлено на постижение личностного смысла, а стало быть, имеет образный контекстуальный и ассоциативный характер. Учитывая то обстоятельство, что эстетическая, познавательно-ценностная и воспитательная функции музеев неразрывно связаны в музейно-педагогический процесс, творческое восприятие способствует формированию развитой в мировоззренческом и культурном смысле личности. · Суть концепции «Музей как школа» - в формировании представления о музее как о модели мира. СТРУКТУРА экспериментальной музейно-педагогической программы «Музей как школа» Раздел 1. «Мы входим в мир прекрасного» - для дошкольников (д/с № 29). Программа построена на материале общепринятой государственной программы для детских садов и возможностях РГИАХМЗ. Ее условием является постоянная взаимосвязь музея и детских учреждений с помощью разработанных методик общения с музеем. Цель программы - формирование основ визуального мышления, творческих начал как в практике изобразительной деятельности, так и в общении с детьми. Раздел 2. «Мир музея» - для учащихся начальной школы («Музей и мир вокруг нас» для начальной школы, автор-составитель Ю.В. Ярчевская, Рыбинск, 1997г., программа модифицирована). 1 класс. Курс «Учись смотреть и видеть» (предлагается в учебное расписание). Занятия проводятся в школе и музее по специально разработанной методике, использующей опорные вопросы, диалоговую форму. 2 класс. Курс «Введение в музей» (предлагается в школьное расписание). Раскрывает содержание понятий «музей», «коллекция»; отличие домашнего собирания фотографий, марок, книг и т.д. до музейного собирания. 3 класс. Курс «Виды искусства» (предлагается в учебное расписание). Знакомство с видами искусства происходит на основе уже наработанных навыков смотрения. При ограниченной информации искусствоведческого характера идет процесс развития визуальной культуры и приобщения к музею. Раздел 3. «Личность и изобразительное искусство» - для учащихся среднего школьного возраста. Курс «Язык изобразительного искусства» для учащихся 5 классов приобщает к языку изобразительного искусства, открывает новые возможности для творческого развития личности. Знакомство со спецификой изобразительного искусства происходит на основе музейных памятников (картинная галерея музея). Курс «Художник. Время. Общество» - для учащихся 6 классов. Знакомство с биографиями крупнейших художников. Эмоционально окрашенное изучение психологического, социального становления, развития и завершения пути творческой личности. Курс «История изобразительного искусства и архитектуры» - для учащихся 7 классов. Развитие художественного восприятия на материале всеобщей истории искусства и архитектуры. Русское искусство в контексте мировой художественной культуры. Курс «Архитектурно-художественное краеведение» - для учащихся 8 -9 классов. Знакомство с памятниками архитектуры и художественным наследием родного края в форме экскурсий. Раздел 4. Курс «Художественный музей в современном мире» дляучащихся 10-11 классов. Знакомит с развитием отечественного искусства в контексте мировой художественной культуры. Проводится только на базе музея. Курс рассчитан на 2 года и ориентирован на формирование общей культуры старшеклассников. Курс может быть также адаптирован для образования педагогов. Опыт ОУ апробирован и обобщён в городе, регионе, распространяется в других городах России. Ежегодно проходят открытые мероприятия, мастер-классы для педагогического сообщества и организаторов воспитательного процесса. Для иллюстрации опыта приводится в качестве примера одна из 7 программ, представляющая интегрированный «сквозной» курс для обучающихся 1-4 классов. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |